Официальный сайт писателя и литературного продюсера

Престарелые феи и каменные тролли

В своей статье «Престарелые феи и каменные тролли», опубликованной в «Литературной газете», Александр Гриценко поделился с читателями мыслями о незавидной судьбе начинающих писателей, дезориентированных обилием доступных, но бесполезных интернет-ресурсов для публикации своих произведений. Закономерные неудачи способны деформировать у молодых людей самооценку. Чрезмерные похвалы «престарелых добрых фей с ярко выраженным материнским инстинктом» столь же вредны, сколь и мнения псевдопрофессионалов, которые считают, что они умеют производить разбор текста, хотя при этом несут чушь.

Начитается этаких мнений начинающий автор и бросит писать, посчитает: «Я неталантливый, куда мне до Прилепина, Пелевина, Пеленягрэ… Я же просто мальчик из рабочего поселка».

А дело-то всего только в том, что профессионал, который может помочь молодому литератору, по соцсетям не ходит и своё мнение направо-налево не разбрасывает. Поэтому для исправления ситуации нужен какой-то новый бесплатный проект для талантливых авторов, пишет в заключение Александр Гриценко.

фото 1

Как мыслит начинающий автор? Начинающий автор мыслит пессимистически: «Не получится, я неталантливый, куда мне до Прилепина, Пелевина, Пеленягрэ… Я же просто мальчик из рабочего посёлка…» – и так далее.

Как сказал Чехов, «положение начинающего автора в литературных кругах унизительное, ему нужны все, а он – никому». От этого и беды, особенно в век интернета. Раньше, для того чтобы высказывать своё мнение, нужны были авторитет и трибуна: газета, научный журнал, радио, ТВ – сейчас всё это поколению Z заменил интернет. Молодёжь смеётся над отцами и бабушками: «Наивные стариканы верят всему, что показывают по ящику». А сами верят почти всему, что написано в интернете. Это гораздо глупее и опаснее. Для многих участников глобальной сети свобода выражения мнений – это свобода оскорблять, клеветать и нести бред. Большинство пользователей не умеют отделять авторитетные источники от сомнительных, от этого в голове манная каша, а не знание и опыт.

И вот «я родился», то есть написал стихи или рассказ. Куда с этим идти? Самое простое – опубликовать в интернете и ждать мнений. Выложил начинающий автор стихи или рассказ. Кто это прокомментирует?

Заходят престарелые добрые феи с ярко выраженным материнским инстинктом. Они, как правило, восторгаются любой рифмой типа «ботинки – полуботинки». Заходят мрачные каменные тролли, которые придираются к любой опечатке. Ну и больше всего будет псевдопрофессионалов, которые считают, что Пушкин – это начало мировой литературы и её конец, и они умеют имитировать разбор текста, хотя при этом несут чушь. Дословно, например: «Иван Иванов пишет в своём рассказе «водитель был похож на угрюмого шайтана». Но где Иван Иванов видел шайтана? Ведь у мусульман запрещено изображение людей и духов».

Как вам такая критика? Вы считаете её обоснованной?

Вот вам другой пример. Я недавно провоцировал публику сетевую на обсуждение творчества одного неталантливого автора, его очень хвалили «престарелые добрые феи».

И среди прочих подобных ко мне зашла дамочка, рассказала мне о людях с большой буквы, с которыми дружил её дед, о золотом веке, к которому она, по её мнению, имеет отношение, цитировала классику, не понимая, что цитирует не автора, а лирического героя. Она же принимала, к примеру, слова Акакия Акакиевича Башмачкина за прямые мысли Гоголя об устройстве социума. На возражения никак не реагировала, говорила, что она из «литературной семьи», советовала «почитать историю, там таких наказывают» (историю – гуманитарную науку) и главный акцент делала на том, что «мой дедушка знал Окуджаву, и поэтому я умный человек, не то, что вы, быдло». Как оказалось, дамочка ещё и книги пишет и выставляет их самостоятельно в интернете. После вопроса о том, как относится её «литературная семья» к её пошловатому роману «Няня для няши», она разразилась бранью.

И много подобных там было, но ни одного комментария по существу вопроса.

Ну вот начитается этаких мнений начинающий автор и бросит писать, навсегда решив, что писатели – идиоты, или примет таких критиков за гуру и начнёт деформироваться, чтобы заслужить одобрение. Через это проходят все современные начинающие писатели, за редким исключением. Наивно хотят получить помощь, а получают чёрное концентрированное зло в горошинах.

Профессионал, который может помочь молодому литератору, по соцсетям не ходит и своё мнение направо-налево не разбрасывает. Нужен какой-то новый бесплатный проект для талантливых авторов, а пока что имеем, то и пользуем.

Опубликовано: «Литературная газета» № 47 (6762) (25.11.2020)

Оригинал публикации на сайте издания:lgz.ru

Поделиться прочитанным в социальных сетях:


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *