Поездка в Чечню и Ингушетию (2009)
В Чечне и в Ингушетии мне довелось побывать в творческой командировке. Я собирал материал для книги о выдающемся чеченском композиторе Аднане Шахбулатове и о мирной довоенной Чечне.
Мой самолёт вылетел в Грозный из «Внуково» 17 октября 2009 года в 14:30. Самые яркие впечатления, конечно, от первого для в Грозном. Приведу их вместе с фотографиями в том виде, в каком они сохранились в моём дневнике. А затем кратно расскажу о самом запомнившемся из последующих дней.
Грозный. Я на стадионе.
Был на матче Ростов — Терек. Увы, команда из Грозного проиграла 3:1. Высшая лига.
Футбольный матч Терек — Ростов.
Я за Ростов не болел. Кстати, трибуна болельщиков Ростова почти пустовала. Всего пару десятков человек было. А чеченцы болели за свою команду достаточно активно.
Грозный. Стадион. Молодежь. Кадыровцы.
Видел Рамзана Кадырова. Сфотографировал. Местные советуют написать о нем пьесу.
Грозный. Стадион. Рамзан Ахматович Кадыров.
Грозный. Стадион. Кадыровцы.
Был на знаменитой площади Минутка.
На площади Минутка.
Площадь Минутка.
Ходил по проспекту Путина. Был в мечети, которую построил Рамзан Кадыров. Величественна. Мне она даже больше понравилась, чем казанская.
Мечеть «Сердце Чечни».
Мечеть «Сердце Чечни» с другого ракурса.
Объявление на мечети «Сердце Чечни».
Я в мечети «Сердце Чечни».
Вид с балкона мечети «Сердце Чечни».
Во время намаза.
Следов войны в городе почти не осталось. Много новостроек, магазинов, торговых центров, ресторанов.
Грозный. Площадь Минутка. Строятся дома.
Ресторан «Грозный сити».
И ещё раз «Грозный сити».
Что интересно, в магазинах тут не продают алкоголь. Совсем. Даже пиво. Есть только три специализированных, но в них продают алкоголь с восьми до десяти утра. Всего два часа в день. Местные говорят, что в Ингушетии вообще алкоголь не продают и также не продают сигареты. Вот так.
Универсам «Грозный».
И это всё — лишь впечатления первого дня. В последующие дни я был в разных интересный местах. В министерстве культуры Чечни. В Чеченском драматическом театре. В селе Шалажи.
Чечня. В горном селе Шалажи.
Ездили в предгорье, куда местные давно не ходят, только коровы их туда забредают. В зеленке, как говорят местные, прячутся террористы.
Лес у села Шалажи. Там прячутся боевики.
А вот запись от 22 октября, сделанная в Ингушетии: «Я сейчас обедаю в Назрани, потом вернемся в Грозный. Сегодня в Грозном подорвались две шахидки. А вчера в ингушском селе Яндаре была перестрелка с вахабитами».
Ингушетия. Кинотеатр, который два раза взрывали ваххабиты. Не работает.
Когда я фотографировал вывеску, то задержался, потому что захотел сфотографировать и вид. Когда вернулся в машину, то сопровождающие предупредили на будущее, что делать такие съемки нужно быстро, потому что в лесу с другой стороны дороги может сидеть снайпер.
Но, несмотря на всё это, отчётливо чувствовалось, что Ингушетия и Чечня, где я провёл основную часть поездки, возвращаются к мирной жизни.
Виды Грозного.
Храм Архангела Михаила в Грозном.
Моё пребывание в Чечне продолжалось почти до самого конца октября. Я узнал очень много нового, встретил много интересных и замечательных людей. Но обо всём этом гораздо уместнее рассказывать в книге, а не в рамках фотоотчёта, поэтому ограничусь просто ещё парой фотографий напоследок.
Грозный. Дорога от площади Минутка.
Аэропорт Грозный. Лозунг.
В Москву из Чечни я прилетел 28 октября. Да, в гостях хорошо, а дома лучше, и всё-таки впечатления от поездки в суровый горный край — это то, что навсегда осталось не только в памяти, но, пожалуй, и в сердце.