Пьеса «Носитель»

«Носитель» (изначальное название: «Смерть обнимает любовь») – первая пьеса Александра Гриценко, которая принесла ему широкое признание.
Действие происходит в общежитии Литинститута. В одной комнате живут 25-летний Александр и 19-летний Витя Гусев. С ними периодически подсыпают (от слова «спать») хорошие девочки Катя и Люся, так что по общаге даже ходят слухи, что они живут вчетвером шведской семьёй. По ходу развития пьесы создаётся впечатление, что всё к этому и идёт. При этом тянутся однообразные будни с пьянками и бесцельным существованием, где вместо настоящей любви какое-то запутанное, а зачастую и циничное чувство.
И вдруг Витя Гусев узнаёт, что болен СПИДом. Он не сразу решается рассказать об этом друзьям. И здесь начинается главный психологический конфликт пьесы…
Перед нами одно из самых пронзительных произведений о любви, смерти, грязи и чистоте и, конечно же, о смысле жизни молодого человека в современных реалиях.
Издания
Пятнадцать плюс: Рассказы, пьесы, очерки. – М.: Независимая литературная премия «Дебют», Международный фонд «Поколение», 2007.
Постановки
Пьеса неоднократно ставилась студенческими и любительскими театрами в ряде городов России. При этом её не обошли вниманием и профессионалы, что воплотилось в спектакль «НОСИТЕЛИ, или how to сделать thriller» режиссёра Аждара Улдуза.
Рабочая сдача спектакля «НОСИТЕЛИ» режиссёра Аждара Улдуза по пьесе Александра Гриценко состоялась 30 апреля 2012 года в Москве, в Большом Зале Центрального Дома Работников Искусств.
На сдаче присутствовали представители Союза писателей России, критики, журналисты и блоггеры.
Официальная премьера спектакля прошла в конце июня 2012 года.
Жанр: новая драма, фарс
Автор пьесы: Александр Гриценко
Режиссер-постановщик: Аждар Улдуз
В ролях:
Анна Троянская, Ольга Анаденкова, Руслан Аскеров,
Вольдемар Приправа, Николай Гонтар, Влад Кузьменко,
Николай Евтушенко, Надежда Фурсина, Денис Смирнов
Аннотация:
«Когда взрослые люди становятся маленькими мерзавцами, им надо «дать в глаз»… чтобы они не успели превратиться в мерзавцев больших. Может ли проститутка нести огонь очищения? Где находится предел терпения «русского мужика»? Откуда появляются инквизиторы? И получится ли перенести на театральную сцену «варианты Тарантино»? Обо всем этом – в спектакле «Носители, или how to сделать thriller».
Отзывы критиков
Максим СВИРИДЕНКОВ, писатель:
Новый театр должен начаться с виселицы… Виселица необходима в том плане, что, выражаясь метафорично, в петле должна поболтаться душа автора, прежде чем он будет писать о современной России. В качестве примера пьесы, написанной подобным образом, мне хочется привести драму Александра Гриценко… Произведение Гриценко в чём-то остроумно, в чём-то философично и, что самое главное, правдиво рассказывает о современности.
Александр ТИТКОВ, писатель:
Пьеса Александра Гриценко резко выделяется из массива литературы «молодых» авторов. В своём натурализме он вплотную приближается к той опасной грани, за которой начинается скрупулёзное протоколирование писательских будней, но, к счастью, не переступает её, и тем самым даёт нам основания ожидать, что его дальнейшее творческое развитие пойдёт по магистральной линии русской реалистической литературы.
Владимир КРУПИН, писатель:
Александр Гриценко, несомненно, одарённый писательским мастерством человек. Его пьеса, живописующая будни студентов в общежитии Литинститута, заставляет себя читать и, могу представить, держит внимание зрителей от начала до конца.
Вместе с тем я, человек старой закалки, не могу не высказать очень принципиальное для меня замечание. Или я отстал от жизни сцены, или ещё что, но меня ужаснула какая-то будничность в показе пошлости и разврата. Кто как теряет девственность, кто с кем спит, пьёт… Показ мерзостей возводится в норму. Да, конечно, чтобы бороться с пороком, надо его показать. Но как? Ведь показ порока есть его пропаганда. Вспомним, как «успешно» боролись комсомольские газеты с наркотиками, так боролись, что рассказывали, как и что употреблять: что курить, что нюхать, что вкалывать.
Алиса ГАНИЕВА, один из ведущих критиков современной России:
Пьеса А. Гриценко «Носитель» очень биографически конкретная, правдивая, ясная.
Награды и премии, которых была удостоена пьеса
1. Национальная литературной премии «Дебют» – 2005.
2. Премия Хрустальная Роза Виктора Розова – 2005.
3. Медаль «За вклад в Отечественную культуру» – 2005.