Официальный сайт писателя и литературного продюсера

Повесть «Сон о Ховринской больнице»

Александр Гриценко, Повесть «Сон о Ховринской больнице»

Повесть Александра Гриценко «Сон о Ховринской больнице» – история о полузабытых детских страхах и надеждах, о взрослых снах и кошмарах, которые на самом деле – часть реальности, о просто людях и людях-нелюдях, живущих рядом друг с другом, и о том, что остаётся главным для человека хоть в потустороннем, хоть в повседневном реальном мире.

Одна из главных изюминок произведения – обыгрывание и переосмысление современных «городских легенд». В этом плане повесть можно назвать в хорошем смысле слова постмодернистской.

С другой стороны, близость художественных персонажей к их прототипам из реальной жизни и ряд других черт повествования вполне позволяют рассматривать «Сон о Ховринской больнице» в контексте литературного направления «новый реализм».

А если не вдаваться в эти литературоведческие дебри, то, как показала встреча повести с широким читателем, она получилась живой и по-настоящему увлекательной.

 

Издания

1. Александр Гриценко. Сон о Ховринской больнице. – М.: Издательство Виктора Ерофеева, 2012. – 96 с.

2. Александр Гриценко. Сон о Ховринской больнице. – Фантум 2012. Локальный экстремум (сборник). – М.: Снежный ком М, 2012.

3. Александр Гриценко. Наталья Гончарова. Сон о ховринской больнице. Иллюзорный мир Бреда Волкера. – М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2012.

 

Отзывы критиков

Данила ДАВЫДОВ, обозреватель газеты «Книжное обозрение»:

Текст Александра Гриценко вводит читателя в неожиданное пространство смещений, разрывов, смысловых и событийных сдвигов. Фрагментарность здесь – не просто формальный прием, но четко семантизированный, олицетворяющий эпоху и современное сознания тип осуществления всякого жеста, движения, если угодно – сюжета. Странная логика сна принципиально отлична от привычной линейности, она вариативна и даже обратна – но, быть может, порой более похожа на реальное течение жизни, нежели унаследованное от критического реализма представление о непрерывности бытия и значимости событий (впрочем, и поздний Толстой, и Пруст задолго до авангарда осознали разрывность событийного вектора). Ужас обыденности и подлинная сентиментальность прорываются сквозь эти осколки дискурса – убедительно и жестко. Быть может, только так, как пишет здесь Гриценко, и возможно передать драматическое (но и автоироничное) миросозерцание современного человека. Игра становится подлинностью, постмодернизм из кабинетного рассуждения превращается в набор свинцовых мерзостей жизни.

 

Андрей Щербак-Жуков, обозреватель издания «Независимая газета – Экслибрис НГ»:

Эта повесть удивляет плотностью текста. Иному автору собранных в ней идей, персонажей и сюжетных поворотов хватило бы на большой роман. А может быть даже на два. Здесь каждая строчка – словно напряженный мускул, на котором нет ни капли дряблого жира. Откуда такая накачка? Сказывается драматургическое прошлое автора – умение писать скупо и филигранно, не разбрасываться словами, а бить ими в цель.

Четыре персонажа, и за каждым – отдельная новелла. Не раздутая, а нарисованная несколькими скупыми, предельно точными штрихами. Короткая главка – и персонаж вместе со своей историей стоит перед читателем, словно старый знакомый. Еще одна – и судьбы героев странным образом переплетаются в непростой клубок.

Причудливым образом в такой же клубок переплетаются традиции устных народных страшилок, литературы фэнтези и хорорра, философской притчи и современной прозы. Но все это не выглядит ни эклектикой, ни нарочитым постмодерном. Все естественно и органично. Городская легенда дает толчок для замысловатой истории с двумя финалами. Один немного мелодраматичный – словно у Коэльо. Второй – слегка циничный, как у Пелевина. Вместе же они производят странный, оригинальный и неповторимый эффект. Возможный только у Александра Гриценко.

 

Премии и номинации, которых была удостоена повесть

1. Роскон – 2013 (номинация).

2. Премия имени Ивана Хемницера – 2013.

3. Премия имени Бориса Шаховского – 2013.

 

Дополнительные материалы о повести

Поделиться прочитанным в социальных сетях:
Другие записи в разделе Главные книги, пьесы и киносценарии: