Официальный сайт писателя и литературного продюсера

Система Куклачева

Опубликовано: «Независимая газета» от 23.04.2009

Юрий Дмитриевич Куклачев (р. 1949) – народный артист России, обладатель «Золотой короны клоунов» за гуманное отношение к животным, обладатель премии «Золотой Оскар», кавалер ордена Дружбы, обладатель приза «Серебряный клоун» на Всемирном конкурсе артистов цирка в Монте-Карло. Создатель единственного в мире Театра кошек. А также детский писатель – автор десятка книг. Его работы одобрены Министерством образования РФ и рекомендованы школам для внеклассного чтения.

kot-i-povar
Специфика работы с кошкой… Александр Дейнека. Рисунок к басне И.А. Крылова «Кот и повар». 1922. Курская государственная картинная галерея им. А.Дейнеки

– Юрий Дмитриевич, 12 апреля у вас был юбилей. Шестьдесят лет – это время, когда человек подводит итоги. Но вы не просто подводите итоги, вы начинаете новую жизнь, новую карьеру – профессионального писателя…

– Как известно, у кошки семь жизней, я только начинаю вторую. Так что у меня еще все впереди.

– Мне кажется удивительным то, что вы свою молодость и зрелость посвятили цирку и воспитанию кошек, а когда перевалило далеко за пятьдесят, вдруг стали писателем. Многие начинают графоманить ближе к пенсии, но они, как правило, выглядят нелепо. Когда заслуженный директор молочного завода приносит в литературную студию неталантливые тексты, читает их с глубокомысленным видом, называет себя великим автором, скандалит, обвиняет слушателей в духовной слепоте, то мне хочется провалиться от стыда. В вашем случае, слава богу, все иначе. Ваши книги из серии «Школа доброты» – качественная детская литература. Вы идете своим особым путем – возможно, именно это отличает графомана от писателя. Однако почему вы занялись этим так поздно?

– Можно сказать, что я стал писателем случайно. Никогда не ставил перед собой такой задачи. В детстве я хотел работать в цирке, но меня не принимали в профильное училище – считали профнепригодным. И мне пришлось многое вынести, прежде чем я убедил педагогов, что имею кое-какой потенциал. Позже я ставил перед собой задачи внутрипрофессиональные. Сначала мне нужно было придумать оригинальный цирковой номер, чтобы выделиться в среде клоунов: я смог разработать систему работы с кошками. До меня считалось, что с кошками выступать нельзя. Потом мне нужно было закрепить статус и поучаствовать в престижных цирковых конкурсах. И не просто поучаствовать, а победить. Мне и это удалось: я получил «Золотую корону клоунов» в Канаде, «Серебряного клоуна» на Всемирном конкурсе артистов цирка в Монте-Карло, премию Ленинского комсомола, японскую премию «Золотой Оскар». Стал заслуженным, а затем народным артистом РСФСР. А потом пришло время организовать свой театр и работать на то, чтобы он получил мировое признание. Всего этого я добился. Кроме того, я состоялся как муж и отец – у меня любимая, единственная жена, я воспитал трех талантливых детей. Все это ведь не просто так…

Я прожил интересную сложную жизнь. Мое мировоззрение менялось тысячу раз. Мне удалось накопить мудрость, опыт. И вот когда появилось время для того, чтобы писать, я попробовал. Специфика работы с кошкой такая: нужно сосредоточенно наблюдать, чтобы открыть в ней талант, понять, какой новый, неповторимый номер можно сделать. То есть мне приходилось быть в жизни предельно чутким и сосредоточенным. А привычка наблюдать и анализировать, как я считаю, основа таланта писателя.

– А еще умение чувствовать слово…

– В моих текстах нет каких-то изысков, однако банальных выражений я тоже не допускаю.

– Собственно говоря, в литературе для детей изысков быть и не должно. В основном ваши книги состоят из коротких веселых рассказов о животных и людях, в которых вы учите детей любить, быть добрыми, великодушными. Вы интуитивно выбрали максимально доступную форму для детей или вам кто-то подсказал?

– Я сам понял, что нужно писать коротко. Тут я судил по себе. Я представил, что было бы интересно читать в детстве мне. Конечно же, короткий веселый рассказ! Хотя я понимаю, что к таким простым… даже не открытиям… а просто вещам, как кажется, очевидным… неопытный автор приходит не всегда, а иногда и вовсе не приходит. Просто автор текста не всегда понимает психологию читателя, потому что увлечен своими идеями. А это ошибка. Нужно быть не только автором, но и редактором собственного текста. А лучше и читателем.

– Вы стали писать просто так, постепенно и незаметно для себя, или был конкретный случай, который подтолкнул? С молодым человеком все проще – мечтал стать писателем, шел к цели, стал. Но когда состоявшийся человек начинает писать не просто мемуары, а литературу, мне кажется, тут должно что-то произойти в жизни…

– Так и было. Я начал писать, когда умер молодой сын моих близких друзей. От наркотиков. Тогда я решил, что в моих силах, используя накопленный опыт, если не изменить мир, то внести вклад в то, чтобы он стал, пусть в отдаленном будущем, немного совершеннее. Ведь мои рассказы не просто литература. Министерство образования РФ рекомендует их для внеклассного чтения в начальной школе. Художественные рассказы, о которых мы сейчас говорим, составляют мною разработанную психологическую методику духовного воспитания подрастающего поколения «Школа доброты».

– Многим может показаться неправдоподобным то, что клоун разработал собственную психологическую методику. Поэтому нужно уточнить, что вы учитесь в аспирантуре и готовитесь защищать кандидатскую диссертацию по психологии.

– Совершенно верно, так и относились многие: автор научной работы клоун – это смешно. Поэтому мне пришлось поступить в аспирантуру, чтобы бумажкой подтвердить давно свершившийся факт. А недавно меня приняли в Союз писателей России. То есть профессионалы признали, что я писатель. Я всегда относился скептически ко всяким бумажкам, «справкам о таланте», но с возрастом начинаю сдаваться. Увы, мы живем в мире, где правят чиновники и отсутствует здравый смысл. Поэтому мне приходится, придумав систему обучения, проходить массу формальностей, чтобы цивилизованный мир признал меня тем, кем я и без того являюсь.

– Давайте подробнее поговорим о вашей системе…

– В школе есть урок математики, химии, физики, физкультуры. Но почему-то отсутствует самый главный урок, который необходим каждому человеку, – урок психологии. В переводе с греческого «психо» обозначает «душа», «логия» – «наука». То есть психология – это наука о душе. Если убрать мистическую составляющую, то душа – это внутренний, психический мир человека, его сознание, которое определяет способность мыслить, рассуждать, устанавливает отношение к действительности. Неспроста люди говорят: «добрая душа», «злая душа». Какую бы в жизни человек ни выбрал профессию, важно воспитать его милосердным, отзывчивым и вежливым. То есть еще в школе нужно начать воздействовать на душу, чтобы она развивалась в правильном направлении. Поэтому я решил предложить для детей в школе урок духовной культуры. Этот урок я назвал «Урок доброты и самопознания, или Школа доброты».

Игра помогла мне раскрыть способности животного, и мне оставалось только всеми возможными способами поощрять эти способности. Так мы удивили весь мир. Игра – очень важный инструмент, который помогает не только животному, но и ребенку получить от жизни то, в чем он особенно нуждается. Духовный мир, мир мысленный, мир ощущений, чувств и эмоций, так же как физический, требует пищи и упражнений.

Когда я написал серию книг «Школа доброты» и начал их читать детям, то понял, чтобы ребенок стал понимать мир чувств и научился им пользоваться – одних рассказов о животных мало. Тогда я обратился к работам ученых Ивана Павлова, Владимира Бехтерева, Петра Анохина. К педагогической практике Константина Станиславского и Немировича-Данченко. К опыту таких мастеров, как Михаил Чехов, Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов.

– И как вам помогли наши мастера театра?

– В театральных учебных заведениях уже десятилетия используются простые упражнения и игры, которые помогают обрести творческое самочувствие, развивают воображение, внимание, фантазию, тренируют творческую психотехнику. Этот огромный опыт я решил применить в своей системе. Учитывая, что в нашей аудитории сидят не актеры, а дети, я по крупицам собирал доступные упражнения, многое добавил из своего опыта. Так получилась система упражнений для воспитания чувства доброты через самопознание. На уроках через игру мы помогаем ребенку утверждать для себя основные жизненные позиции. Мои литературные рассказы – это основа системы. Увлекательные истории про кошек, собак, слона, мартышку…

Каждый рассказ о животных я украсил яркими красками романтизма, где есть и дыхание окружающего мира. Используя работы ученых, психологов, я старался писать с юмором, чтобы серьезная тема не выглядела назидательно и нравоучительно. В своих книгах я увлекаю детей в таинственный мир природы, где животные и люди понимают и чувствуют друг друга. Из книг дети узнают о том, как рождается в сердце человека агрессия и какие есть способы борьбы с ней. О том, как полезно вовремя сдержать свои чувства и желания, о том, что всегда уместно сначала размышлять, прежде чем утверждать. Дети должны знать, что мироздание не сказка, а живая разумная истина. И если человек не соблюдает правила, то попадает в «аварию». Вместо зависти они должны научиться радоваться успеху ближнего.

Мы учим детей слушать тишину. «Видеть спиной». Развиваем у них смекалку. Знакомим с самым совершенным компьютером в мире – мозгом. На него не надо тратить денег. Он рядом. Нужно только научиться пользоваться им. Со временем дети понимают, как это делать.

Не менее важно найти общий язык с юными душами. Для этого после каждого урока предлагаю вопросы, которые помогут вывести ребенка на откровенный разговор, чтобы направить его мысли на поиск своего предназначения.

– Если я не ошибаюсь, эта система уже внедряется в школах?

– Да, и скоро мы получим первый результат.

– Тут, наверное, уместно спросить вас – а своих детей как вы воспитали? Кем они стали?

– Самый старший Дима – продолжает мое дело. Он уже известный артист и воспитатель кошек – его знают и в России, и за границей. В 1991 году во время гастролей в Англии он самостоятельно работал с кошками и получил приз «Золотая кошка». В 16 лет его признали самым оригинальным актером года Британии. Сегодня Дмитрий является ведущим артистом Театра кошек. Он поставил три спектакля, в которых исполняет главные роли: «Мои любимые кошки», «Олимпиада Кота Бориса», «Ледяная Фантазия», а также он пишет книги, снимается в фильмах, имеет свою колонку в еженедельной газете, ведет авторскую передачу «Только кошки» на Радио России. Все рекламы в нашей стране с участием кошек созданы Дмитрием и его питомцами. Собственно говоря, его слава уже сравнялась с моей.

Моя дочь Катя – художник. Ее выставки проходят в России, Финляндии, Японии и США. Младший сын Володя – артист балета. Он основал свой театр в Израиле: его уникальная пластика и создаваемые образы не оставляют равнодушными людей разного поколения, поскольку он в совершенстве обладает искусством классического балета, пантомимы и современных танцевальных направлений.

– Вы довольны своими детьми?

– Я правильно воспитывал их. Никогда не навязывал свою волю. Чужое сердце не может привести ребенка к его предназначению. Даже сердце родителя. У каждого свое представление о мире. Именно этому я учу людей. Нужно наблюдать за ребенком и развивать его таланты и желания, а не придумывать, кем он будет, самому.

Беседовал Александр ГРИЦЕНКО.

Оригинал публикации на сайте издания: www.ng.ru
Поделиться прочитанным в социальных сетях: