Официальный сайт писателя и литературного продюсера

Между майским жуком и электрическим скатом

Опубликовано: Журнал «Русский мир.ru», №4, апрель 2010

В журнале «Русский мир.ru» вышел обширный материал под заголовком «Литфонд», состоящий из интервью с молодыми российскими писателями. По мнению редакции, это те, кто, возможно, «через несколько лет будут задавать тон в российской словесности». На нашем сайте мы приводим интервью с Александром Гриценко, вышедшее в рамках данного материала.

Александру Гриценко 30 лет. Живет в Москве. Окончил Литинститут им. Горького. Занимается общественной работой (в московской организации Союза писателей России, экспертном совете премии «Дебют»), проектами в сфере режиссуры, PR и продюсерского дела, ведет авторскую передачу на «Радио России», рубрики в различных СМИ, возглавлял отдел критики газеты «Литературная Россия». Лауреат нескольких премий, награжден почетной грамотой Министерства культуры РФ, медалью правительства Москвы.

Александр Гриценко

– Мне не очень понятно, как один человек может все это успевать.

– А еще я занимаюсь спортом, выпиваю с друзьями, плету интриги против врагов, сам выбираюсь из интриг недоброжелателей, веду блог, уделяю время супруге, много читаю… Ничего странного в этом нет. Там, где я работаю, я не один – стараюсь окружить себя командой из умных и преданных людей. Отдыхать я тоже люблю в компании. Только творчество для меня акт интимный, и писать я предпочитаю в одиночестве.

– Список твоих наград и постов угрожающе велик для молодого писателя. Нет ли страха стать функционером, а не творцом?

– Во-первых, в тридцать автор, который публикуется с шестнадцати, не такой уж и молодой. Это у нас сохранились представления с советских времен, что до пенсии – все в молодых писателях. А те уже вполне сформировавшиеся ребята, которым двадцать, у которых выходят книги, они что, младенцы, что ли, совсем?.. Во-вторых, почему нужно бояться стать литчиновником? Это тоже страх, привитый советской эпохой. Тогда чиновники от литературы давили все не угодное власти. Сейчас же дела обстоят иначе. Как правило, такие «чиновники» – это современные продюсеры. Они кормят и поят коллег, выводят авторов на новый этап развития. Быть продюсером – это неплохо. Потому что творческие идеи или даже готовый, написанный роман (или снятый фильм) – это только материал, который нужно правильно применить, чтобы его захотели посмотреть или прочитать. Есть очень много талантливых творцов, которые не встретили своего продюсера и пребывают в безвестности. Что же в этом хорошего?

– По твоим наблюдениям, что сегодня происходит в драматургии, в литературе?

– Возрождение. По-другому начинают творить драматурги, которые известны с двадцати своих лет. Художники из этого поколения или исчезают, или начинают писать всерьез. Я считаю, что культуру ждет прекрасное будущее. Возможно, даже новый «золотой век».

– Ты вхож в совершенно разные театры – и в сугубо традиционные, и в молодые, новаторские. Серьезен ли раскол между ними? По какому пути пойдет театр?

– Ну, как понять – раскол? Между майским жуком и электрическим скатом есть раскол?.. Просто они разные, и все. Например, МХАТ Дорониной живет по правилам эпохи блестящей, но уже мертвой. Их боги уже никогда не вернутся. Уйдут вслед за ними и эти театры-музеи. А новаторские театры – это пока не театры в обычном понимании, а экспериментальные площадки, студии, на которых растут будущие великие художники. Они пришли рано, многих из них объявили гениями, но это не так. Они только сейчас набрались сил. Думаю, в России сохранится репертуарный театр, но «новые» из подвалов придут в него и модернизируют.

– О чем ты сейчас пишешь?

– Закончил и редактирую повесть о первой чеченской войне. Ездил в Чечню, собирал материал. Надеюсь, получилась хорошая вещь, а то мне со всеми моими наградами будет неудобно. Кроме того, сейчас я пишу роман о довоенной Чечне. Действие начинается в последние годы ссылки чеченцев и ингушей, а заканчивается в первый год войны. Судьбу Чечено-Ингушетии я показываю через жизнь выдающегося композитора Аднана Шахбулатова. Будут там и такие одиозные личности, как, например, Зелимхан Яндарбиев. Совсем непохожий на того, кого мы видели по телевизору. В книге он будет не бородатым террористом, идеологом чеченских сепаратистов, а молодым нищим поэтом, выпускником Высших литературных курсов Литературного института имени А.М. Горького. Я постараюсь понять его превращение. А сверхзадача, которую я поставил, – показать, как мирная советская республика вдруг превратилась в горячую точку. Сейчас работаю над второй частью. Всего роман будет состоять из семи частей.

– Каким бы ты хотел видеть свое будущее?

– Я хочу быть здоровым, знаменитым и богатым. До сорока лет я планирую заниматься литературой и пиар-бизнесом, а потом, возможно, пойду в политику. Дальше я пока не загадываю.

Беседовал Игорь САВЕЛЬЕВ.

Оригинал публикации на сайте издания: russkiymir.ru
Поделиться прочитанным в социальных сетях: